Является ли жидкий кислород "особо опасным грузом"

В последнее время на наш сайт стало поступать все больше вопросов, касающихся отнесения сжиженного кислорода к категории "особо опасных грузов". Попробуем изложить нашу позицию здесь.


Итак, начнем с документов, на которые мы будем опираться в наших рассуждениях. Это:
[1] "Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" (в ред. Приказов Минтранса РФ от 11.06.1999 N37, от 14.10.1999 N77; зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 1995 года, регистрационный N 997).(В дальнейшем - Правила)
[2] "Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов" (ДОПОГ), к которому Россия официально присоединилась 28 апреля 1994 (постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N76). (В дальнейшем - ДОПОГ)
287830-44020-14[3] ГОСТ 19433-88. "Грузы опасные. Классификация и маркировка". (В дальнейшем - ГОСТ)
В соответствии с п.1.5. Правил, Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и ДОПОГ распределяются на ... классы. Разберемся, к какому классу относится жидкий кислород. Согласно п.1.2.2. ГОСТа К опасным грузам класса 2 относятся газы (в том числе растворенные под давлением), т.е. вещества, абсолютное давление паров которых при температуре 50 C не менее 300 кПа(кгс/см) или критическая температура которых менее 50. У кислорода критическая температура 154,78 K (или -118,38 C), следовательно, кислород относится к опасным грузам класса 2. Многие вещества имеют несколько видов опасности, и тогда один из них признается основным (по степени опасности) и это вещество классифицируется в соответствии с основным видом опасности. Однако это не относится к газам. Газы ВСЕГДА (независимо от наличия других видов опасности) относятся к классу 2 (см п.1.1.4.2 ГОСТа).
Те, кто не хочет разбираться в кельвинах и килопаскалях, могут открыть ГОСТ 6631-78 "Кислород жидкий технический и медицинский. Технические условия." Смотрим статью 4.1.: Технический и медицинский жидкий кислород относится к классу 2, подклассу 2.1.
Этот вывод подтверждается также и Положениями ДОПОГ, на основе которых разработаны и Правила и ГОСТ. Более того, В Приложении A к ДОПОГ приведен перечень опасных веществ с отнесением их к классам. Согласно этому документу, "КИСЛОРОД ЖИДКИЙ ОХЛАЖДЕННЫЙ" имеет N ООН 1073 и относится к классу 2.
В п.1.6. Правил устанавливается, что К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88, далее по тесту "особо опасные грузы". (Приложение 7.2). Итак, особо опасные грузы - это вещества высокой степени опасности по ГОСТ. Но согласно п.1.1.7 ГОСТа группа грузов высокой степени опасности не определена для опасных грузов класса 2. К этой группе могут относиться только грузы классов 3, 4, 5, 6.1, 8, 9.1.
Отсюда следует, что кислород жидкий не является веществом высокой степени опасности и следовательно не является особо опасным грузом.
Liquid Oxygen2
Однако, необходимо отметить, что в Правилах имеется Приложение 7.2, которое озаглавлено: "Перечень групп "особо опасных грузов" по ГОСТ 19433-88". Составители Приложения попытались сделать выжимку из ГОСТа, но сделали это с явными ошибками. В данном приложении присутствует пункт: "Невоспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие;". Таким образом, содержимое Приложения 7.2. прямо противоречит его названию, т.к. согласно этому ГОСТу, газы не могут быть особо опасными грузами. Более того, если пользоваться Приложением 7.2, то и обычный сжатый кислород в баллонах (и вообще, любой газ способный к окислению независимо от силы этой способности) попадает в категорию "особо опасных". И вообще в Приложением 7.2 мы не видим ни одной цифры, которая характеризовала бы степень опасности. Разработчики видимо не дочитали ГОСТ до конца. Так, например, согласно ГОСТу:
- не все вещества подкласса 5.1. (Окисляющие вещества) относятся к особо опасным, а только те из них температура разложения которых не более 23 C, или время горения смеси окислителя с органическим веществом (дубовыми опилками), более времени горения смеси бромата калия с опилками (таким образом, даже если бы кислород относился к подклассу 5.1., он все равно не был бы особо опасным грузом!);
- не все вещества подкласса 6.1. (Ядовитые вещества) относятся к особо опасным, а только те из них среднесмертельная (летальная) доза при введении в желудок которых не более 5,0 мг, или среднесмертельная (летальная) доза при нанесении на кожу не более 40,0 мг или среднесмертельная (летальная) концентрация при вдыхании пыли не больше 0,5 мг или коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО), не менее 10,0;
- и т.п. Для других классов и подклассов.
А согласно логике разработчиков Приложения 7.2, практически любое перевозимое вещество является особо опасным (т.к. Практически любое вещество хотябы в какой-то степени или/и ядовитое или/и окислитель или/и едкое и т.д.).
Какой нормой должен руководствоваться правоприменитель в случае их противоречия (ГОСТом или Приложением 7.2) не ясно, однако, полагаем, что при попытке обвинения грузоперевозчика в нарушении п.23.5 ПДД РФ и привлечения его к ответственности по ст.12.21.2 КОАП РФ (Нарушение правил перевозки опасных грузов), согласно ч.3 ст.49 Конституции РФ, неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу обвиняемого, а дело должно быть закрыто на основании п.1 ст.24.5 в связи с отсутствием события административного правонарушения.

   

    

      

       

ООО "РуссГаз" 2013 г.